Фэн-Шуй

Введение

Бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, переходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом.

Лао-цзы

Фэн-шуй, или "ветер и вода" - древнее китайское искусство и наука о жизни в гармонии человека с собой и окружающим миром. В них содержатся не только общие принципы и конкретные методы, основанные на умозаключениях, но и широкие возможности для интуитивного творчества. Появившись на заре китайской истории, искусство фэн-шуй развивалось в русле даосской традиции, основные принципы которой неразрывно связаны именно с ним. Поэтому, говоря о практическом применении фэн-шуй, не должны забывать о том, что в его основе лежит цельное мировоззрение, отличающееся от европейского, но вошедшее в контекст общечеловеческой культуры.

Средоточием всего сущего для даосов было дао - сияющая пустота, незримый источник, проясняющий образы вещей в материальном мире. Все во вселенной движется в пространстве и времени, повинуясь Великому Пути, который открывается везде, если человек способен освободиться от повседневных забот и взглянуть на мир глазами своей души, не замутненными поволокой чужих мнений, увидеть мир истинным зрением, не искаженным мимолетными желаниями. Можно прибегнуть к более понятной аналогии эпохи Просвещения: если человек подобен вселенной в миниатюре, то для того, чтобы жить в гармонии с окружающим миром, он должен сначала найти ее в самом себе.

В открывающихся взгляду картинах природы даосам виделись сложные знаки и символы, исполненные глубокого смысла. Места, где воображение угадывало очертания змееподобного дракона, который отождествлялся с полетом в бескрайних просторах, считались наиболее благоприятными для жилья. Участки ландшафта, возвышавшиеся над соседними или занимающие господствующее положение, сулили приближение к благотворному воздействию начала ян, а значит, к здоровью и процветанию. В низменных местностях, где преобладало начало инь, человека чаще подстерегали всевозможные бедствия вроде пожаров, наводнений и различные болезни. От степени присутствия ян зависело многое: здоровье, благоденствие семьи, успех карьеры, обеспеченность потомков. Все в мире было связано тонкими незримыми нитями, и мудрые геоманты, вооруженные орудием своего искусства - компасом ло-панъ, неизменно пользовались почтением и уважением.
Согласно более современной трактовке учения фэн-шуй, окружающий мир рассказывает нам разные "истории" о себе. Если мы будем изменять элементы своего окружения, то можем улучшить или ухудшить эти "истории" . Чем больше мы практикуем фэн-шуй, тем более тонкими и точными становятся наши наблюдения. Изучение природных и искусственных ландшафтов, зданий и элементов интерьера должно стать естественным, почти рефлекторным занятием. Человек не замечает воздуха, которым он дышит, но ощущение красоты и гармонии может стать для него таким же мощным источником жизненной силы. Наше восприятие места неотделимо от жизни, как плоть от костей. Одно не может существовать без поддержки другого. Обладая знанием фэн-шуй, мы можем изменять среду обитания, чтобы наилучшим образом удовлетворять свои потребности и приносить благо для окружающего мира.

Здесь рассмотрены основные принципы фэн-шуй, история возникновения и развития искусства, упомянуты главенствующие школы и описаны некоторые методы, которыми они пользуются. Однако основное внимание уделяется практическим вопросам, таким как планировка и обустройство жилых помещений. С этой целью текст снабжен большим количеством иллюстраций. Эти темы неизменно привлекают внимание всех, интересующихся практической стороной любого учения или теории.

История

Название "фэн-шуй" пришло из древних времен, когда для человека самыми мощными силами, действующими в природе, были ветер и вода. Легкий, теплый ветер обещал хороший урожай и обильную пищу для скота. Озера, реки и ручьи давали живительную влагу для полей и позволяли пережить засушливые сезоны. С другой стороны, ураганы уничтожали посевы, стоячая вода служила рассадником болезней, а наводнения опустошали целые области и уносили множество жизней. "Фэн" можно уподобить потоку энергии, который, как ветер, проносится над головой, а "шуй" - это вода, которая содержится в земле и питает ее. Эти образы постоянно доступны человеческому восприятию, и суть наших отношений с ними можно выразить сентенцией, авторство которого европейская алхимическая традиция приписывает Гермесу Трисмегисту: "Что наверху, то и внизу".

История фэн-шуй насчитывает несколько тысячелетий. Нет никаких сомнений, что им занимались уже 3000 лет назад, но корни традиции уходят в еще более далекое прошлое. В те времена, когда единого китайского государства еще не существовало, люди селились в основном на плодородных пойменных землях в междуречье Янцзы и Хуанхэ; именно там обнаружены остатки наиболее древних неолитических стоянок и поселений бронзового века.

Во всех племенных сообществах, которые этнографы с готовностью называют "примитивными", существуют люди, чьей функцией является общение с незримыми силами, персонифицированными в образе природных божеств, духов-хранителей и прочих сущностей, благосклонно или враждебно настроенных по отношению к человеку. Эти шаманы наблюдают за действием природных сил и пользуются своей властью или мастерством для того, чтобы принести пользу племени. Даже созерцание движущихся вод, зубчатых гребней гор и колыхания ветвей на легком ветру сходно действию танца, музыки или ритмически повторяющегося заклинания: оно выводит человека из-под власти повседневного мира и погружает его в состояние отрешенности.

Правители-шаманы Древнего Китая были сведущи в искусстве ветра и воды; в ранних исторических записях, где вымысел тесно переплетается с реальностью, они наделены властью над стихиями и сами осуществляют превращения элементов. Первым из таких правителей, наделенных не только мифологическими, но и человеческими чертами, был Фу Си (правил приблизительно с 2852 по 2737 г. до Р.Х.), который вместе со своими преемниками Шэнь-нуном и Хуан-ди дал людям все искусства и ремесла. Именно Фу Си считается основателем китайской науки гадания: на спине мифического животного, восставшего из вод реки Хуанхэ, ему открылся узор из точек и кружков, который был прототипом прежденебесного ба гуа, или ранней небесной последовательности. На картинах Фу Си обычно изображается облаченным в тигровую шкуру, в сопровождении черепахи и змеи.

Один из немногих сохранившихся портретов Хуан-ди, Желтого Императора

Хуан-ди, или Желтый Император, считается покровителем китайского народа. При нем был составлен первый лунный календарь. По преданию, во время сражения с разбойниками Хуан-ди заблудился в волшебном тумане, напущенном их главарем. Во сне ему явилась Небесная Владычица, даровавшая знание об использовании компаса, с помощью которого Хуан-ди смог победить своих врагов. При нем и его наследниках - Чжуан-сюе, Ку, Яо и Шуне - в Китае продолжался золотой век, когда правление было совершенным, правители отличались кротостью и смирением, а народ почтительно относился к ним.

Первая китайская династия Ся (предположительно 2205-1766 гг. до Р.Х.) была основана императором Юем, чьи подвиги заслуживают пристального внимания. Он вступил на трон, когда в Китае свирепствовало наводнение, которое с перерывами продолжалось более двадцати лет и совершенно опустошило восточные области страны. Отец Юя безуспешно боролся с бедствием, возводя дамбы, отчего вода лишь разливалась еще шире. Юй радикально изменил подход к делу: начал рыть каналы и отводить воду с затопленных территорий. Масштаб работ этого первого проектировщика ландшафтов поистине впечатляет - из земли, вырытой при прокладке каналов, были созданы четыре высочайшие горы в Китае! Очарование мифа о трудолюбивом императоре, поставившем себе на службу даже драконов, сохранилось в современной китайской топонимике: в одном из уделов восточного Китая есть Цокайся - "Неправильно Проложенное Ущелье", и Чжанълуньтай - "Терраса Казненного Дракона". Но самым важным событием при правлении Юя все же было явление после-небесного ба-гуа, или поздней небесной последовательности. После усмирения потопа из вод реки поднялась огромная черепаха. Согласно преданию, на ее панцире был начертан магический узор (ло шу) с девятью символами, по числу которых Китай впоследствии был разделен на девять областей, или уделов. Если прежде-небесное ба-гуа отражало неизменную природу вещей, то после-небесное ба-гуа использовалось для предсказания изменчивых, текучих проявлений законов бытия.

Гадальный диск с восемью триграммами ба-гуа

Следующее знаменательное событие из предыстории фэн-шуй произошло гораздо позднее, во времена У-вана, первого императора династии Западная Чжоу (1122-770 гг. до Р.Х.). Его наставником был министр Цзян-тайгун, искушенный в магии и науке предсказаний. Именно ему традиция приписывает расширение восьми триграмм (ба-гуа} до шестидесяти четырех гексаграмм, составляющих основу "И Цзин" - великой "Книги Перемен". Впрочем, по свидетельствам летописцев, Цзян-тайгун был чужд условностей: когда гадание о предстоящем сражении вышло неблагоприятным, он "смахнул рукавом с жертвенного стола черепаший панцирь и гадательные палочки из стеблей тысячелистника и в гневе растоптал их".

В эпоху Чжоу устройство компаса было усовершенствовано потомком У-вана, императором Шинем. Он объединил знания о геомантическом компасе (ло-пань) с элементами гадательной системы "И Цзин" и создал легендарную систему "Ло Цзин", не сохранившуюся до наших дней. С помощью компаса и ба-гуа определялись наиболее благоприятные места для строительства дворцов и захоронения умерших.

Древние китайские правители не ограничивались изучением ландшафтов и работой с невидимыми энергиями, пронизывающими землю, воду и воздух. Они наблюдали за небосводом, составляли звездные карты и включали полученные знания в календарные системы. Еще в бронзовом веке, во времена династии Шан (17б6(?) -1121 гг. до Р.Х.) был установлен шестидесятидневный цикл, а движение созвездий было упорядочено в двенадцать Земных Ветвей и десять Небесных Стволов. Каждый день отмечался сочетанием одного Ствола с одной Ветвью в последовательном порядке. Затем шестидесятидневный (лунный) цикл был соотнесен с солнечным, или астрономическим, годом: 365 дней подразделялись на шесть циклов.

При династии Чжоу были установлены соответствия между десятью Небесными Стволами и пятью элементами (огонь, земля, металл, дерево, вода), а двенадцать Земных Ветвей стали использоваться как аналог двенадцати солнечных месяцев. Где-то в VI-V вв. до Р.Х. (так называемый период весны и осени, при котором жили Лао-цзы и Конфуций), Земные Ветви были сопоставлены с символами животных, хорошо знакомыми нам по современному "китайскому календарю".

ДАОСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРОЗДАНИЯ

Согласно философской концепции даосизма, основы которой были изложены Лао-Цзы в "Дао дэ цзин", любая энергия имеет изначально присущие характеристики инь и ян. Бытие держится на равновесии этих первичных, взаимодополняющих и вместе с тем противоположных начал: светлого, теплого, сухого мужского начала ян и темного, холодного, влажного женского начала инь. Вместе они образуют дао - универсальный принцип, связывающий человека со всей вселенной и позволяющий ему обнаружить целую вселенную в себе.

Изучение фэн-шуй начинается с осознания того, что дао присутствует как в окружающем мире, так и в человеке. Мы должны понять свое место в мире и научиться работать с энергией ци, пронизывающей все сущее. С даосской точки зрения искусство фэн-шуй заключается в интерпретации схем и моделей бытия, существующих во вселенной, и в интуитивном постижении взаимозависимости всех вещей.

Наши отношения с дао составляют основу практики фэн-шуй. Чтобы эти отношения были плодотворными, нужно понимать, что дао - это суть жизни во всех ее проявлениях. Когда человеческая оболочка стареет и становится хрупкой, она в конце концов разрушается, и заключенная в ней энергия возвращается во вселенную, откуда она пришла. Но изменениям подвержена только физическая оболочка. Наша вечная составляющая, изначальная суть дао, пребывающая во всех вещах, существует вечно, она не рождается, не умирает и не может быть уничтожена. Вместе с тем она участвует в вечном циклическом создании и уничтожении всех форм и сущностей. Мы предпочитаем не замечать этого круговорота, поскольку сосредоточены на различиях между вещами и классификации сущностей. Возможно, такова природа человека, но даже если непреодолимая сила заставляет нас составить подробный список логических категорий, она не заставляет нас ежедневно перечитывать его. Если мы ослабим привязанность к внешним проявлениям своей личности, то поймем, что все живое связано нитями и потоками энергии. Чем ближе мы находимся к дао, тем отчетливее видим эти потоки энергии и тем легче можем двигаться вместе с ними.

Мастера фэн-шуй знают, что все происходит от дао и возвращается к нему. Эти перемены, или трансформация энергии, и есть источник вечного круговорота вещей. Самыми известными произведениями по теории перемен считаются "Трактат о тай-цзи" (или "Объяснение плана Великого Предела" ) Чжоу Дунь-и и "Трактат о Великом Пределе" Шао Кан-цзе.

В трактате Чжоу Дунь-и описан принцип возникновения всех вещей из дао и их последующее возвращение к источнику всего сущего. В начале вещей находится пустой круг у-цзи. Это изначальная субстанция дао, состояние покоя, когда все сущее неотделимо от своего источника. Даосы называют это "бытие, объятое дао".
Следующий символ называется тай-цзи. В современной эзотерической литературе принят символ двух взаимодополняющих начал, каждое из которых содержит зародыш своей противоположности, но символ из трактата Чжоу Дунь-и более древний и точнее отражает происхождение ба-гуа из источника всего сущего. В то время как у-цзи символизирует покой, тай-цзи символизирует разделение и начало перемен. Концентрические круги наполовину состоят из инь, а наполовину из ян. Каждый круг обозначает один этап изменения, и каждый этап является переходом от инь к ян (созидание) и от ян к инь (разрушение). Три круга отражают взаимодействие инь и ян в трех различных проявлениях. Внутренний круг - это древний ян и древний инъ (лао ян и лао инь). Следующий круг - большой ян и большой инъ (шао ян и шао инь). Даосы называют символ тай-цзи "объятием ян и инь".

Если нарисовать линию, пересекающую тай-цзи посередине, то можно увидеть, что слева цвета чередуются следующим образом: белый-черный-белый (ян-инь-ян). Справа мы имеем противоположную картину: черный-белый-черный (инъ-ян-инь). То же самое справедливо и для современного символа тай-цзи, если провести вертикальную линию через белую и черную точки.

Чтобы перейти от символа тай-цзи к пяти элементам и ба-гуа, нужно рассмотреть, каким образом инъ и ян взаимодействуют друг с другом, порождая восемь триграмм. Этот процесс графически представлен на рис.

Образование ба-гуа из тай-цзи. Тай-цзи образуется из дао, когда внутри у-цзи происходит разделение на инь и ян. Сплошные белые черты обозначают ян, прерывистые черные - инь.

Как можно видеть, триграммы состоят из сплошных и прерывистых черт (сяо). Сплошные черты (ян) называются также цзю (девятки); прерывистые черты (инь) еще называются лю (шестерки). Триграммы читаются снизу вверх, или, при круговом расположении, от внешней стороны вовнутрь. Каждая триграмма имеет определенное название, соответствующее свойство и образный ряд. Далее в таблице даны их начертания, названия, свойства и образы (для практических целей фэн-шуй основное значение имеют образы триграмм).

Знак Название Свойство Образ
1 цянь (творчество) крепость небо
2 кунь (исполнение) самоотдача земля
3 чзкэнь (возбуждение) подвижность гром
4 кань (погружение) опасность вода
5 гэнь (пребывание) незыблемость гора
6 сунь (утончение) проникновенность ветер
7 ли (сцепление) ясность огонь
8 дуй (разрешение) радостность водоем

Пять элементов - металл, дерево, вода, огонь и земля - соотносятся с четырьмя основными направлениями восьмиугольника ба-гуа. Таким образом, когда возникают триграммы неба (цянь) и земли (кунь), появляются элементы огня и воды. Числа 1 и б занимают нижнюю позицию (север) и ассоциируются с водой. Числа 2 и 7 занимают верхнюю позицию (юг) и ассоциируются с огнем. Когда возникают триграммы огня (ли) и воды (кань), появляются элементы дерева и металла. Числа 3 и 8 занимают позицию дерева (восток), в то время как числа 4 и 9 занимают позицию металла (запад). Нечетные номера связываются с процессами начала и созидания (ян), а четные - с процессами завершения и созревания (инь). Каждой из составляющих четырех главных направлений для завершенности требуется пара инь-ян. В центре ба-гуа, где сходятся все направления, расположен элемент земли. Его числа 5 (ян) и 10 (инь).

Четыре главных направления ба-гуа, а также элементы и числа, ассоциируемые с каждым направлением.

Ба-гуа и пять элементов - краеугольные камни мира явлений. В "Трактате о тай-цзи" об этом говорится: "От цянь происходит все мужское, а от кунь все женское; вместе они порождают десять тысяч вещей".

Если рассматривать процесс в обратном порядке, то мы увидим путь возвращения к дао. Вещи теряют свою обособленность и индивидуальность, имена утрачивают свое значение. Весь сонм вещей возвращается к восьми субстанциям, которые по своей сути сводятся к пяти элементам: дереву, огню, металлу, земле и воде. Пять элементов, в свою очередь, сводятся к проявлениям инь и ян. В конце же всякое различие между явленным и неявленным исчезает, и все вновь растворяется в дао, откуда оно пришло. Вот что говорит об этом Го Пу, великий мастер фэн-шуй, живший за 800 лет до Чжоу Дунь-и: "В начале была тьма, так как Великая Пустота невидима. Ее еще называют темной стороной желтого диска. Великая Пустота - это ничто. Именно это имел в виду Лао-цзы, когда говорил, что безымянное есть начало земли и неба, так как неявленную субстанцию трех видов бытия нельзя уловить.

Источник чистого ян находится в средоточии тьмы, излучая сияние. Во тьме присутствует свет, в инь содержится ян. Великое обозначенное еще не имеет имени. Именно это имел в виду Лао-цзы, когда говорил, что обладающее именем - мать всех вещей. Если бы в средоточии всех вещей не было пустоты, если бы они не обладали вещественной формой, если бы в инь не содержалось ян - как бы они могли обрести бытие? Познай свет и удерживай тьму: в этом тайна бытия. Тот, кто прозревает это, постигает чудесный путь дао.

Земля и Небо пребывают неизменно, луна и солнце следуют друг за другом, зима сменяет лето. Именно это имеют в виду, когда говорят, что безымянное и обладающее именем пребывают в постоянном движении, порождая десять тысяч вещей. Бывает время движения, бывает время покоя. Убывание и возрастание можно исчислить. Восемь триграмм могут быть созданы. Календарь может быть составлен. Четыре времени года сменяют друг друга. Суть севера цзы и суть севера у определяют ход изменений. Ян рождается в цзы, а инъ рождается в у. Убывание и возрастание инъ и ян приводит к порождению и созреванию десяти тысяч вещей.

Все происходит от единого источника. В возрастании и убывании происходит трансформация, и порождаются пять элементов. От инь и ян до числа 10 происходит полный круг трансформации. 5 и 10 - завершенные числа в круге превращений. Нечетные числа - это ян, а четные числа - это инь. Ян дает рождение, а инь питает и дает силы".

Из этого выразительного текста следует, что все явления есть не что иное, как энергетические вибрации в постоянно движущемся потоке вещей. Фэн-шуй - искусство различать узоры этих вибраций и гармонизировать движение отдельных потоков энергии.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ БА-ГУА

В современной практике фэн-шуй восьмиугольник ба-гуа является орудием для понимания энергетической конфигурации, присущей жилому дому, квартире, офисному помещению или садовому участку. Расположение триграмм и ориентировка восьмиугольника по сторонам света показаны на рис.

Восьмиугольник ба-гуа.

Система ба-гуа помогает узнать, какие элементы нашей среды обитания воздействуют на определенные аспекты бытия. Она устанавливает девять основных разделов - восемь сторон восьмиугольника плюс центр, - каждый из которых соответствует одной или нескольким областям вашей жизни.

Девять секций ба-гуа

Девять секций ба-гуа, с соответствующими направлениями и символическими цветами, располагаются в следующем порядке:

Секция Область дома Цвет
Карьера север черный, темно-синий
Знание северо-восток охряный
Семья восток темно-зеленый
Богатство юго-восток светло-зеленый
Слава юг красный
Отношения юго-запад коричневый
Дети запад белый
Помощники северо-запад золотистый, серебряный
Здоровье центр желтый

Хотя человек может проявлять предрасположенность к одной из сторон восьмиугольника (например, богатство) и сосредоточивать на ней больше внимания, все стороны имеют одинаково важное значение. Все они взаимодействуют и зависят друг от друга. Слабость одной стороны (например, карьера) может оказать негативное воздействие на другие стороны и соответствующие аспекты жизни, такие как семья и взаимоотношения.
Вы получаете наибольшую пользу от фэн-шуй, когда все направления ба-гуа вашего дома и рабочего места сильны и уравновешенны. Если и есть одна "сторона", которая доминирует над остальными, то это центр. Центральная область символизирует здоровье и единство, она связывает и поддерживает все стороны восьмиугольника. Если вы хотите добиться улучшения сразу в нескольких областях своей жизни или не уверены, с чего начать, то можете смело начинать с центра.

Интерпретация триграмм и направлений восьмиугольника ба-гуа

Запомнив интерпретацию триграмм и аспекты девяти секций ба-гуа, вы можете произвести быструю "энергетическую оценку" любого помещения, где находитесь в данный момент. В зависимости от школы фэн-шуй наложение восьмиугольника на план помещения производится либо от входной двери по направлению к противоположной стене, либо после ориентации компаса ло-пань по сторонам света (последний вариант пользуется большим распространением).

Триграмма: Цянь, творчество. Свойство - крепость. Это дракон, творческий дух, живущий в водах и парящий в небесах. Это дух динамичных перемен. Он придает творческую силу и стойкость. Его символ - небо, его действие - сохранение. Он состоит только из сильных черт. В семействе триграмм он является отцом.

Аспект: Помощники. Это направление связано с людьми, которые помогают вам на жизненном пути: с учителями, наставниками, друзьями и коллегами. Оно также имеет отношение к путешествиям и ассоциируется с мужской половиной семьи - отцом, братом или сыном. Расположено на северо-западе.

Триграмма: Кань, погружение. Это дух быстро текущей воды. Его свойство - опасность. Он преодолевает преграды, заполняет пустоты, растворяет вещи или уносит их в своем неудержимом потоке. Он может дать энергию для рискованных поступков, а также силу, необходимую для концентрации в критических ситуациях и преодоления препятствий. Его символ - вода, его действие - движение сверху вниз. Он состоит из одной сильной черты, расположенной между двумя слабыми чертами. В семействе триграмм он является средним сыном.

Аспект: Карьера. Это направление непосредственно связано с работой, профессиональной деятельностью, рабочим местом и заработком. Расположено на севере.

Триграмма: Гэнь, пребывание. Это горный дух, который ограничивает и приводит вещи к завершению. Его свойство - незыблемость. Он ассоциируется с Чертогами Бессмертных, вечным покоем, заключающим в себе начало и конец всех существ. Он может дать силу для осознания пройденного пути и оценки ваших свершений. Его символ - гора, его действие - прекращение, или остановка. Он состоит из сильной черты наверху, которая "останавливает" две слабые черты внизу. В семействе триграмм он является младшим сыном.

Аспект: Знание. Это направление связано с самосовершенствованием, умом, ясностью мысли, жизненным опытом и духовностью. Расположено на северо-востоке.

Триграмма: Чжэнь, возбуждение. Свойство - подвижность. Это громовой дух, который вырывается из-под земли, чтобы пробуждать, волновать и нарушать равновесие. Он вносит новое в привычный ход вещей и выводит на свет то, что было скрыто в тени. Он может разбудить дремлющую энергию и дать силу для выполнения трудных задач. Его символ - гром, его действие - пробуждение или возбуждение. Он состоит из сильной черты внизу и двух слабых черт наверху. В семействе триграмм он является старшим сыном.

Аспект: Семья. Это направление связано с вашей семьей в широком смысле слова - не только с ближайшим окружением, но также с родственниками и предками. Расположено на востоке.

Триграмма: Сунь, утончение. Это дух ветра и дерева. Трудноуловимый, нежный и прекрасный, он пронизывает вещи и придает им завершенность. Его свойство - проникновение. Он питает и поддерживает. Его символами являются ветер и дерево, его действие - движение снизу вверх. Он состоит из слабой черты внизу и двух сильных черт наверху. В семействе триграмм он является старшей дочерью.

Аспект: Богатство. Это направление связано с вашим материальным благосостоянием и символизирует изобилие и процветание любого рода. Расположено на юго-востоке.

Триграмма: Ли, сцепление. Это дух огня, света и тепла; магическая сила осознания; меняющая форму птица с блистательным оперением, которая касается вещей и летит дальше. Его сияние тесно связано с тем, что оно освещает. Он может дать силу, чтобы видеть и понимать смысл вещей, ясно формулировать свои цели и идеи. Его символ - огонь, его действие - сцепление и соединение. Он состоит из одной слабой черты, расположенной между двумя сильными чертами. В семействе триграмм он является средней дочерью.

Аспект: Слава. Это направление связано с вашей известностью и репутацией; оно отражает то, что другие люди думают о вас. Также ассоциируется с тем, как вы видите свое будущее и свою дальнейшую жизнь. Расположено на юге.

Триграмма: Кунъ, исполнение. Свойство - самоотдача. Его символ - земля, дающая начало всем вещам. Это дух, питающий все сущее: без него ничто не могло бы существовать. Он может наделить способностью придавать вещам форму, воплощать мысли и образы в действительность; его действие - служение и воспроизведение. Он состоит только из слабых черт. В семействе триграмм он является матерью.

Аспект: Взаимоотношения. Это направление связано с вашим главным партнером: мужем или женой, другом или подругой; возможно, с другим наиболее близким человеком. Если таковых нет, оно содержит в себе нереализованный потенциал. Кроме того, оно ассоциируется с женской половиной семьи - матерью, сестрой, дочерью. Расположено на юго-западе.

Триграмма:Дуй, разрешение. Это дух открытых водных просторов, дух туманов, поднимающихся от озер, прудов и болот, чтобы удобрять и насыщать землю. Его свойство - радостность. Это самый дружелюбный и открытый из духов, который ассоциируется с задушевными словами, выгодным обменом, приятным времяпрепровождением, свободой от ограничений. Он может придать словам убедительность и вдохновенность, наделить способностью приводить вещи в движение и создавать хорошее настроение. Его символ - водоем, его действие - стимуляция. Он состоит из одной слабой черты наверху и двух сильных черт внизу. В семействе триграмм он является младшей дочерью.

Аспект: Дети. Это направление связано с творческим воспроизводством в физическом и духовном плане: дети, творческие проекты, артистическое самовыражение. Оно также отражает вашу склонность к общению. Расположено на западе.

Аспект: Здоровье. Центральная область связана с физическим здоровьем, единством и гармонией всех вещей. Она связывает и объединяет восемь внешних направлений. Те аспекты жизни, которые не вписываются в конкретное направление, можно улучшить работой над центром. Расположена в центре восьмиугольника ба-гуа.

ФАКТОРЫ ИНТЕРЬЕРА И ЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА

Прежде чем перейти к анализу интерьера, следует рассмотреть ряд факторов, принимающих участие в создании оптимального фэн-шуй жилых помещений. Существует также много защитных средств, позволяющих избежать воздействия негативной энергии или, по крайней мере, смягчить его, но ими следует пользоваться с осторожностью. Разумеется, любые осмысленные перемены могут улучшить качество жизни, однако, если вы довольны тем, как обстоят дела в данный момент, нужно дважды подумать, прежде чем предпринимать решительные действия.

Не следует злоупотреблять зеркалами, комнатными растениями, украшениями и тому подобными вещами. Всегда думайте о равновесии, пропорциональности и наилучшем расположении предмета в пространстве комнаты. Выбирайте предметы, которые хорошо сочетаются со стилем вашего жилья и соответствуют вашим личным вкусам. Нет необходимости пользоваться китайской или восточной символикой, если вы не испытываете к ней интереса.
Факторы интерьера играют определяющую роль в создании гармоничной обстановки для дома или квартиры. К ним относятся освещение, цвет, звук и в меньшей степени запахи.

Защитные средства, или "противоядия", как их иногда называют мастера фэн-шуй, гораздо более многочисленны. К ним относятся всевозможные объекты, растения и символы, способствующие хорошей циркуляции энергии ци в жилых помещениях и отклоняющие негативные воздействия. Действие защитных средств направлено на нейтрализацию конкретных участков (например, "тайных стрелок", создаваемых острыми углами), активацию энергий одной из сторон восьмиугольника ба-гуа или общее оживление и оздоровление домашней обстановки.

Изготовление и техническая поддержка WebRoad